Черникова Елена Михайловна, воспитатель
|
Ранняя профориентацияРАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . Моделирование процесса допрофессионального самоопределения средствами профориентационной игры. Одной из важнейших составляющих процесса социализации реб нка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещ в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса: I этап: развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап бер т сво начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). II этап: профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. III этап: собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяют три подэтапа: уточнение социально-профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения). Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения зада тся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у реб нка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у реб нка должна сформироваться определ нная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации.
Цель ранней профориентации: · дать реб нку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; · сформировать у реб нка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; · предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, реб нок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно. Основными направлениями ранней профориентации являются: 1. профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); 2. профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах. Ранняя профориентация осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются: 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической); 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений. Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Всё это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость. 26 января 2022 в 13:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.